Главная 16 Учет иностранцев в РФ 16 Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан — Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан — Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан

Привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан, не пользующихся иммунитетом от юрисдикции РФ, осуществляется в соответствии со ст. ст.171-175 УПК РФ.

При этом органы предварительного расследования запрашивают юридические органы соответствующего государства о наличии судимостей у иностранного гражданина, привлекаемого в качестве обвиняемого. Такие сведения представляются в соответствии со ст.79 Минской конвенции и договорами о правовой помощи. Однако следует иметь в виду, что судимости в других государствах не имеют значения для квалификации преступления, совершённого иностранным гражданином. В то же время, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст.76 Минской конвенции от 22 января 1993 года (п.11 постановления №5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» от 25 апреля 1995 года) Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам. — М., 1995. С.623-625..

Если иностранный гражданин после совершения преступления покинул территорию РФ, то для российских органов предварительного расследования он, как правило, оказывается недосягаемым. О выдаче гражданина вопрос и не ставится, так как все государства, как правило, не выдают своих граждан, совершивших преступления в других государствах.



В то же время на этот случай в Минской конвенции и договорах РФ (СССР) с другими государствами о правовой помощи предусмотрена взаимная обязанность осуществления уголовного преследования по поручению (просьбе) запрашивающей Стороны.

В соответствии с нормами, закреплёнными в Минской конвенции и договорах о правовой помощи, в данной ситуации органы предварительного расследования РФ направляют компетентным (юридическим) органам соответствующего государства поручение (просьбу) об осуществлении уголовного преследования. Поручение (просьба) об осуществлении уголовного преследования должна содержать:

наименование запрашивающего учреждения;

описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении уголовного преследования;

по возможности, более точное указание времени и места совершения деяния;

текст положения закона запрашивающей Стороны, на основании которого деяние признаётся преступлением, а также тексты других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу;

фамилия и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;

заявление потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявление о возмещении вреда;

указание размера ущерба, причинённого преступлением.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении органов предварительного расследования материалы уголовного преследования, а также доказательства. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью органа предварительного расследования.



При направлении органами предварительного расследования возбуждённого уголовного дела, расследование по этому делу продолжается юридическими (компетентными) органами запрашиваемого государства в соответствии со своим законодательством.

Следует иметь в виду, что согласно ст.80 Минской конвенции сношения по вопросам уголовного преследования осуществляются Генеральными прокурорами (прокурорами) государств участников Конвенции.

В действующем УПК РФ не выделены уголовно-процессуальные основания для вынесения постановления о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в отношении иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от уголовной юрисдикции российского законодательства.

Как указано в предыдущем параграфе, материально-правовым основанием освобождения от уголовной ответственности в таких случаях является наличие иммунитета от уголовной юрисдикции, а процессуальным основанием — отсутствие согласия аккредитующего государства на привлечение лица, обладающего иммунитетом от уголовной юрисдикции, к уголовной ответственности. Хотя оно в ст. ст.24 и 27 УПК РФ не предусмотрено.

Конкретизация материально-правового и процессуального оснований принятия указанного решения применительно к определенным категориям иностранных граждан содержится в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории РФ (СССР). Например, согласно ст.13 этого Положения глава и члены дипломатического представительства могут подлежать юрисдикции РФ в случае ясно выраженного согласия на это аккредитующего государства Конвенция о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР …. Отсутствие указанного согласия необходимо рассматривать как обстоятельство, исключающее производство по делу в отношении указанных лиц.



Таким образом, в постановлении о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в качестве правового основания такого решения следует ссылаться на соответствующую норму УК РФ (ст.11), определенную норму Положения о дипломатических и консульских представительствах и ст.148 УПК РФ. В случае лишения аккредитующим государством иммунитета от уголовной юрисдикции иностранный гражданин подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

В связи с этим необходимо дополнить ч.1 ст.24 и ст.27 УПК РФ еще одним основанием прекращения уголовного дела, уголовного преследования: «отсутствие согласия аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом».

Процессуальные действия в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (ч.2 ст.3 УПК РФ). Данным правом может воспользоваться любой участник уголовного процесса — иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом. Более того, аккредитующее государство, наделившее данное лицо иммунитетом, может обязать его воспользоваться этим правом так же, как и лишить его дипломатической неприкосновенности. Именно поэтому в ч.2 ст.3 УПК РФ и указывается необходимость испрашивать согласие на реализацию этого права через МИД.



В международном праве, как указывалось в предыдущих параграфах, существует общее правило, согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя иностранного государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным См., например, ст.32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст.45 Конвенции о консульских сношениях 1963 г., ст.41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст.31 Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т.д.. Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения. Однако, если вопрос об отказе от иммунитета не урегулирован либо не получено ясно выраженное согласие, то производство каких-либо процессуальных действий невозможно. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова — СПб.: Питер, 2003. — 1008 с., С.48.

В связи с этим, наиболее целесообразно по возбужденному в отношении иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, уголовному делу необходимо провести все следственные и иные процессуальные действия, направленные на установление виновного, собирание доказательств и установление всех обстоятельств дела, не затрагивающие дипломатического иммунитета. Затем приостановить производство по уголовному делу до получения (не получения) ясно выраженного согласия аккредитующего государства. После того, как согласие будет получено, необходимо возобновить производство по делу. Если же аккредитующее государство не даст своего согласия, либо оно не будет ясным, то лицо, производящее расследование, должно прекратить уголовное дело, уголовное преследование по рассмотренным нами выше правилам.



На основании изложенного можно прийти к выводу о необходимости дополнения ч.1 ст. 208 УПК РФ: «5) лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности — иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом», а также ч.4 ст. 208 УПК РФ: «… По основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока» и ч.5 ст. 208 УПК РФ: «До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно до получения ответа на запрос о согласии (несогласии) аккредитующего государства на привлечение своего гражданина, обладающего дипломатическим иммунитетом, к уголовной ответственности».

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Ситуация: Какова ответственность за несоблюдение правил регистрационного учета? ( Электронный журнал Азбука права,)

Несвоевременная регистрация иностранца по месту жительства: сроки и санкции удостоверение?Как оформить загранпаспорт его действия?Какие товары или обменять?Могут ли отказать в скорой полиса ОМС?Как делится имущество по закону?Как поехать учиться по ...

Сертификаты о знании русского языка для иностранных граждан в Москве

Сертификаты о знании русского языка для иностранных граждан в Москве Содержание С нашей помощью вы не только обязательно получите сертификат по русскому языку, но и сэкономите свои деньги на пересдачах! ...

Секреты регистрации иностранных граждан по месту пребывания

Секреты регистрации иностранных граждан по месту пребывания Миграционные правила должны соблюдать все, кто будет находиться на территории России. Закон распространяется на все государства и на страны, входящие в союз независимых ...

Русские своих

Русские своих — бросают! Предательство на конвейере. Жительнице Красноярска Наталье Коверник грозит депортация из России на Украину Российское государство в лице МВД упорно не хочет признавать ее своей. И эта ...

Рефераты и курсовые работы

Курсовая работа: Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации Глава 1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без Глава 2. Порядок въезда иностранных граждан в РФ и ...

Регистрация по месту пребывания для иностранных граждан : документы, продление

Временная прописка иностранного гражданина по месту пребывания На территорию РФ постоянно прибывает энное количество иностранцев. Многие из них едут в гости к своим близким, часть – по работе, некоторые прибывают ...

Регистрация по месту пребывания для иностранных граждан

Регистрация иностранных граждан по месту актуального пребывания Летом 2015 года ФМС России сообщила количество граждан центральноазиатских республик, находящихся в стране, — более 4,3 млн. Кроме граждан Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана ...

Регистрация иностранцев по месту пребывания в России, правила и порядок временной регистрации иностранных граждан

Регистрация иностранных граждан в России временная регистрация иностранцев по месту пребывания в Москве Компания Travelmart обращает ваше внимание на такой важный момент в работе с иностранцами, как порядок регистрации иностранных ...

Регистрация иностранцев в России: основные положения

11.3. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации Правовое положение иностранцев в Российской Федерации устанавливается и регулируется нормами российского законодательства и международных договоров РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 62 ...

Регистрация иностранцев в России

Регистрация иностранцев в России: основные положения Каждый зарубежный гость нашей страны должен по приезде встать на учет в миграционной службе. Этот процесс в обиходе часто называют регистрацией. Каким образом осуществляется ...

Регистрация иностранных граждан по месту пребывания: что важно знать

Регистрация иностранных граждан по месту пребывания: что важно знать Регистрация иностранных граждан Для граждан других государств в России существуют специальные правила регистрации и паспортного учета. Это связано не только с ...

Регистрация иностранных граждан по месту пребывания в РФ: чем грозит собственнику временная регистрация мигрантов

Порядок временной регистрации иностранных граждан по месту пребывания в РФ Любой иностранный гражданин (ИГ), в том числе и гражданин страны СНГ, после прибытия в Россию должен оформлять временную регистрацию. К ...

Регистрация иностранных граждан по месту жительства и их учет по месту пребывания

Миграциология Регистрация иностранных граждан по месту жительства и их учет по месту пребывания Итак, постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане, обладающие правом пользования жилым помещением, находящимся на ...

Регистрация иностранных граждан по месту жительства

Регистрация иностранных граждан по месту жительства Глава 3. Регистрация иностранных граждан по месту жительства Статья 14 . Обязательность регистрации иностранных граждан по месту жительства 1. Постоянно или временно проживающий в ...

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства в РФ

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства — документы и образец бланка анкеты для прописки иностранных граждан по месту пребывания в 2018 году С целью отслеживания перемещения гостей иностранных государств по ...

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства в России

Регистрация иностранного гражданина по месту пребывания Отдельного внимания заслуживает такая процедура, как регистрация иностранного гражданина в России по месту жительства, которая представляет собой сообщение соответствующим государственным органам (миграционной службе) о ...

Рейтинг@Mail.ru