Статья 18

Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комментарий к статье 18 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

  1. Прекращение российского гражданства — обособленная группа отношений института гражданства. Прекращение гражданства Российской Федерации представляет собой утрачивание лицом статуса гражданина Российской Федерации и основанных на гражданстве прав, обязанностей. Прекращение гражданства, как правило, осуществляется в целях приобретения гражданства или подданства иного государства.
  2. Современная правовая доктрина, основываясь на историческом опыте правового регулирования гражданства Российской Федерации и зарубежных стран, выделяет следующие формы прекращения гражданства:

1) экспатриация (от лат. ex — из; patria — родина, отечество) — выход из гражданства по собственному заявлению, экспатриация может носить разрешительный или свободный характер;

2) денатурализация (от фр. — утрата) — принудительное лишение гражданства натурализованных лиц государством;

3) денационализация (от фр. — утрата национальных особенностей) — лишение гражданства лиц, приобретших его по рождению.

Последние две формы прекращения гражданства в настоящее время охватываются общим понятием лишения гражданства. В современной практике зарубежных стран институт лишения гражданства встречается часто в форме денатурализации и согласно международной практике не является нарушением прав и свобод человека, если оно осуществляется в соответствии с законом и исключает возможность произвола со стороны государства. Напротив, лишение гражданства в этом случае позволяет государству учитывать свои интересы, защитить от возможных угроз и т.д. Обобщением зарубежного опыта в вопросах лишения гражданства является Европейская конвенция о гражданстве, закрепившая основания утраты гражданства ex lege (по закону) или по инициативе государства-участника. В ст. 7 настоящей Конвенции устанавливается, что государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем законодательстве утрату его гражданства ex lege или по инициативе государства-участника, за исключением следующих случаев:



— добровольное приобретение другого гражданства;

— приобретение гражданства государства-участника путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя;

— добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

— поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства-участника;

— отсутствие подлинной связи между государством-участником и гражданином, постоянно проживающим за границей;

— если в период несовершеннолетия ребенка устанавливается, что предусмотренные внутренним законодательством условия, которые позволили приобрести гражданство государства-участника ex lege, более не выполняются;

— усыновление ребенка, если ребенок приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих усыновляющих его родителей.

Однако и в этом случае Европейская конвенция о гражданстве устанавливает гарантию, согласно которой государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем законодательстве утрату его гражданства, если соответствующее лицо в результате этого становится лицом без гражданства. Исключением из этого являются случаи приобретения гражданства путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя.

Для отечественного законодательства институт лишения гражданства хорошо известен. Еще в период русского подданства предусматривалось прекращение подданства «само собой» в случае выхода русской подданной замуж за иностранца. Активно институт лишения гражданства использовался в советский период. Для обозначения принудительных форм прекращения гражданства законодатель советского периода использовал, как правило, более обобщенную терминологию «лишение» и «утрата». Одним из первых актов, установивших лишение гражданства, был Декрет от 15 декабря 1921 г. «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей». Согласно акту гражданства лишались лица, пробывшие за границей более 5 лет и не получившие от Советских представительств заграничных паспортов или советских удостоверений до 1 марта 1922 г., а также лица, выехавшие из России после 7 ноября 1917 г. без разрешения Советских властей и др. Положение о Союзном гражданстве, утвержденное Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г., признавало утратившими гражданство СССР лиц, которые лишены гражданства согласно законодательным актам союзных республик, изданных до 6 июля 1923 г., лиц которые выехали за пределы СССР и не возвратились или не возвратятся по требованию соответствующих органов власти, лица, лишенные гражданства по приговору суда. В последующем также принимались специальные акты, предусматривающие лишение гражданства. Например, Постановление СНК СССР от 13 ноября 1925 г. «О лишении гражданства Союза ССР находящихся за границей и пропустивших сроки регистрации бывших военнопленных и интернированных военнослужащих царской и красной армий, а также амнистированных лиц, служивших в белых армиях и участников контрреволюционных восстаний» и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 г. N 818-VII «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Наиболее полно институт лишения гражданства получил свое отражение в Законе СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР». В соответствии со ст. ст. 22 и 23 настоящего Закона принудительное прекращение гражданства осуществлялось в двух формах: утрате и лишении. Утрата гражданства СССР осуществлялась в случае:



— поступления лица на военную службу, службу безопасности, в полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве;

— постоянного проживания лица за границей, без постановки на консульский учет без уважительных причин в течение 5 лет;

— приобретение гражданства СССР в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов.

Лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае в отношении лица, проживающего за границей, если оно совершило действия, наносящие существенный ущерб государственным интересам или государственной безопасности. Впоследствии Комитетом Конституционного надзора СССР в заключении от 14 февраля 1991 г. N 14 (2-11) отдельные положения советского законодательства о лишении гражданства СССР были признаны не соответствующими Конституции СССР и международным актам о правах человека.

Предложения о возвращении института лишения гражданства выдвигались и в современной России, несмотря на запрет, установленный в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ. Наиболее показательным примером этого является проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» (по вопросу о защите геополитических интересов Российской Федерации)», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 22 ноября 1999 г. Проект закона предлагал возможность лишения гражданства Российской Федерации лиц, получивших гражданство Российской Федерации по их просьбе и только при условии, что срок их состояния в гражданстве Российской Федерации не превышает 5 лет, в следующих случаях:



— приобретение гражданства РФ путем обмана, представления о себе ложных сведений или искажении фактических сведений, явившихся основанием для получения гражданства РФ;

— выступление за насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение территориальной целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, незаконное создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни или занятие иной деятельностью, преследуемой в соответствии с федеральными законами;

— угроза государственной и общественной безопасности, жизни, здоровью и нравственности населения, правам, свободам и законным интересам граждан Российской Федерации и иностранных граждан;

— установление судом фактов совершения преступлений против Российской Федерации до или после приобретения гражданства РФ, предусмотренных законами РФ или международными договорами Российской Федерации;

— нахождение на службе в вооруженных силах, внутренних войсках, органах безопасности, органах юстиции иностранного государства или исполнение обязанностей в качестве должностного лица государственного учреждения иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— вступившее в законную силу решение суда РФ или иностранного государства, осуждающего его к лишению свободы на срок не менее пяти лет;

— участие в международном терроризме, террористической или фашистской организации;

— участие в незаконном сбыте оружия либо в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;



— участие в незаконной переправе иностранных граждан через Государственную границу РФ либо транзите иностранных граждан через территорию РФ;

— участие в действиях, направленных на оказание содействия врагу во время войны, в которой участвует Российская Федерация.

Вместе с тем в проекте предусматривался запрет лишения гражданства Российской Федерации, если в результате этого лицо становится лицом без гражданства. Лишение гражданства предлагалось осуществлять на основании вступившего в законную силу решения суда.

Как уже было отмечено, Конституция РФ в ч. 3 ст. 6 исключает какую-либо возможность лишения гражданства Российской Федерации. Такой подход с точки зрения его оценки соответствия интересам человека и государства является весьма сложным. С одной стороны, это создает дополнительные гарантии прав человека, с другой стороны — исключает возможность изменить свое отношение к гражданину в силу его поведения и совершенных поступков. При этом очевидно, что это может распространятся только в отношении натурализованных граждан, о чем свидетельствует международная практика. По мнению профессора С.А. Авакьяна, очевидным является обстоятельство, что Россия рано или поздно вернется к этой проблеме <16>.

<16> См.: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 25.

Рассматривая допустимость лишения гражданства Российской Федерации, следует отметить, что концептуально оно возможно, при условии наличия в государстве действенного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина, исключающего произвол со стороны государства, его органов и должностных лиц. При этом при решении вопроса о лишении гражданства следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации (подробнее см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П «По делу о проверке конституционности п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б. Смирнова»), согласно которой произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства умаляет достоинство личности, что является недопустимым как при издании, так и при применении законов.



  1. В настоящее время прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии со ст. 18 комментируемого Закона возможно лишь по следующим основаниям:

— вследствие выхода из гражданства РФ (ст. 19);

— по иным основаниям, предусмотренным комментируемым Законом (см. комментарий к ст. ст. 21, 24 — 27);

— по иным основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации.

Таким образом, в Российской Федерации прекращение гражданства возможно только в форме экспатриации. В силу ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, установившей невозможность лишения гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства РФ в форме денатурализации и денационализации неприменимо. Это правило касается и иных оснований прекращения российского гражданства, которые могут быть предусмотрены комментируемым Законом и международным договором Российской Федерации. Прекращение гражданства по настоящим основаниям может отличаться от правил, установленных при выходе из гражданства, но должны основываться на основном принципе экспатриации — добровольности прекращения человеком гражданства Российской Федерации.

В этой связи выход из российского гражданства является основной формой его прекращения и предполагает добровольное волеизъявление физического лица на прекращение отношений гражданства Российской Федерации.

  1. Иными основаниями прекращения гражданства являются те же основания, что и при приобретении гражданства: оптация, следование ребенком (недееспособным лицом) гражданству его родителей, усыновителей, опекуна или попечителя (см. комментарий к ст. ст. 24 — 27), международные соглашения Российской Федерацией с Казахстаном, Кыргызстаном и Беларусью, отличающиеся лишь конечным результатом — прекращением российского гражданства.


Следует также согласиться с О.Е. Кутафиным, отметившим, что прекращение гражданства может быть следствием не только отказа от гражданства, но и смерти гражданина <17>.

<17> См. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М., 2003. С. 318.

  1. Следует не согласиться с другой точкой зрения, высказанной в правовой науке, признающей в качестве одного из оснований прекращения гражданства отмену решений по вопросам гражданства. <18>.

<18> См., например: Кутафин О.Е. Там же. С. 317; Корж Н.Я. Гражданство Российской Федерации. Историко-правовой аспект. СПб., 2004. С. 128.

Отмена решения допускается только в случае приобретения гражданства на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. В этом случае комментируемый Закон, в отличие от предшественника, исходит из того, что отношения российского гражданства являются фиктивными с момента их возникновения и не порождающими правовые последствия, а все права и обязанности, возникающие на их основе, признаются ничтожными с момента их возникновения. В этой связи в ч. 2 ст. 23 комментируемого Закона устанавливается положение, согласно которому решение о приобретении гражданства считается недействительным со дня его принятия, а не с момента отмены.

Таким образом, решение об отмене российского гражданства на основании приобретения его с использованием заведомо ложных сведений и фальшивых документов не является мерой ответственности, а представляет собой возврат в исходное положение, своеобразную реституцию, не относящуюся к мерам ответственности <19>.

<19> См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ. М., 2002. Ч. I. С. 276.



7. Следует учитывать, что признание человека не являющимся гражданином Российской Федерации в результате замены паспорта гражданина Российской Федерации не является формой прекращения гражданства Российской Федерации. По смыслу норм комментируемого Закона, установленного Конституционным Судом РФ в Определении по жалобе гражданки Стрельцовой А.М., заявительница не была лишена гражданства Российской Федерации: из представленных в Конституционный Суд РФ материалов следует, что в связи с утерей паспорта гражданина Российской Федерации УФМС по г. Москве была проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии (либо отсутствии) у нее гражданства Российской Федерации, по результатам которой было вынесено решение о признании ее не приобретшей гражданство Российской Федерации (подробнее см.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 921-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Стрельцовой Аллы Михайловны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»).

Post navigation

Добавить комментарий Отменить ответ

Свежие записи

  • Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу N А46-13107/2011 22.10.2017
  • Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2013 по делу N А46-31415/2012 22.10.2017
  • Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу N А75-3929/2013 21.10.2017
  • Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 по делу N А27-5224/2012 21.10.2017
  • Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 N 06АП-2157/2014 по делу N А73-7314/2013 21.10.2017



Рубрики сайта — Законы России

Copyright © 2017 Законы России. Законы — действующая редакция, с последними изменениями и дополнениями. Судебная практика. Обратная связь

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка

Управление по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка Во исполнение Федерального Закона РФ №62-ФЗ от 31.05.2002 года О гражданстве Российской ...

Прием на работу иностранцев

Особенности трудоустройства иностранцев в России Особенности трудоустройства иностранцев в России 22.12.2016nbspnbsp Бизнес nbspnbsp Персонал nbspnbsp Что привлекает иностранцев в трудоустройстве на территории РФ Привлечение мигрантов сегодня распространено во многих сферах ...

Прием на работу иностранных граждан, требования, документы, пошаговая инструкция

Прием на работу иностранных граждан Читайте в нашей статье: Условия приема на работу иностранцев Первостепенной задачей любого государства является обеспечение работой своих граждан, поэтому многие страны ограничивают прием на работу ...

Прием на работу иностранных граждан, Статьи, Журнал Кадровое дело

Прием на работу иностранных граждан 2017 какие новые требования установлены законом к трудоустройству иностранных граждан ; кому из иностранцев потребуется патент для приема на работу ; как оформить на работу ...

Прием на работу и оформление иностранных граждан в: правила трудоустройства инострацев в России

Правила приема и оформления иностранных граждан на работу в России в 2017 г. Все очень просто! Воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией по оформлению иностранца на работу: Вариант №1: Пошаговая инструкция по ...

Прием на работу гражданина Украины: документы, правила трудоустройства

Прием на работу гражданина Украины: документы, правила трудоустройства Законное трудоустройство иностранцев — это большая проблема всех фирм. Большинство даже не знают, какие документы нужно оформлять, чтобы принять на работу иностранца. ...

Прием на работу гражданина Узбекистана

Прием на работу гражданина Узбекистана Гражданин Узбекистана относится к категории безвизовых иностранцев. Если он временно пребывает на территории Российской Федерации и достиг возраста 18 лет, то он может осуществлять трудовую ...

Прием на работу гражданина Республики Казахстан-112Бух

Прием на работу гражданина Республики Казахстан Мы планируем принять на работу гражданина Казахстана. Сообщите, пожалуйста, порядок приема, какие есть особенности? В соответствии со статьей 97 Договора о ЕАЭС[1], членами которого ...

Прием на работу гражданина Молдовы, Статьи, Журнал Кадровое дело

Прием на работу гражданина Молдовы Ни для кого не секрет, что предприниматели РФ иногда предпочитают принять на работу иностранную рабочую силу, которая обойдется дешевле, чем требовательные россияне. Изменения законодательства в ...

Прием на работу гражданина Киргизии, трудоустройство граждан Киргизии

Прием на работу гражданина Киргизии ООО планирует принять на работу граждан Киргизии . Какие документы у них должны быть для оформления на руках? Какие ставки НДФЛ, страховые взносы необходимо начислять? ...

Прием на работу гражданина Киргизии

Прием на работу гражданина Киргизии Из этой статьи вы узнаете: как принять на работу гражданина Киргизии; кого уведомить о приеме на работу гражданина Киргизии; какую трудовую книжку можно принять от ...

Прием на работу гражданина Казахстана — Трудовые отношения

Перспективы и основания трудоустройства для граждан Казахстана октябрь 2017 года 12.1018.10 Авторизация пользователя Информационная рассылка Прием на работу гражданина Казахстана опубликовано: № 39 (1149) — сентябрь 2014, добавлено: 01.10.2014 комментарии ...

Прием на работу гражданина Казахстана

13 Октября 2014 Прием на работу гражданина Казахстана В соответствии с письмом МИД РФ от 27.09.2006 г. № 32253/ 19 граждане Республики Казахстан осуществляют въезд в Россию без виз по ...

Прием на работу гражданина Белоруссии, КАДРОВОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Прием на работу гражданина Белоруссии Из всех иностранцев гражданам Республики Беларусь комфортнее всего работать в России. Дело в том, что наши государства приняли ряд законодательных актов, снимающих многие административные барьеры ...

Прием на работу гражданина Беларусии

На каких условиях работают в России граждане Беларуси Добрый день. ИП, УСН доходы, хочу принять на работу гражданина Белоруссии. Работник оформил Свидетельство о регистрации по месту пребывания и встал на ...

Прием на работу граждан Украины с РВП : нужно ли уведомлять ФМС

Как принять на работу гражданина Украины с РВП Практически каждый работодатель задается вопросом: как принять на работу гражданина Украины с РВП . Это не простая процедура, которая требует множества документов ...

Рейтинг@Mail.ru