Главная 16 Гражданство 16 Конституционные основы двойного гражданства и их развитие в российском законодательстве

Конституционные основы двойного гражданства и их развитие в российском законодательстве

Конституционные основы двойного гражданства и их развитие в российском законодательстве

Проблема двойного гражданства в России. Основания для лишения гражданства. Двойное гражданство в свете российского законодательства. Случаи приобретения российскими гражданами иностранного гражданства вне рамок действующих международных договоров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Конституционные основы двойного гражданства и их развитие в российском законодательстве

Источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств. Двойное гражданство возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению. Для абсолютного избежания двойного гражданства таких ограничителей в законодательстве хотя бы одного из двух государств должно быть, как минимум, три:

отказ от прежнего гражданства как условие приобретения своего гражданства;

прекращение своего гражданства как следствие приобретения какого-либо иного гражданства;

не предоставление своего гражданства по рождению, если ребенок приобретает по рождению гражданство какого-либо иностранного государства.

При этом декларативные положения закона, например, о непризнании двойного гражданства или о возможности выдачи разрешения на приобретение другого гражданства сами по себе не исключат его возникновения, если не будут дополнены вышеупомянутыми ограничителями.

Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с двойными гражданами исходят, как правило, только из наличия у этих граждан своего гражданства. Примером этого может служить прежний российский Закон о гражданстве от 28.11.1991 г. (ст. 3, ч. 1), в соответствии с которым за гражданином Российской Федерации не признается принадлежность к гражданству другого государства. Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002 г. (ст. 6, ч. 1) аналогично определяет, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин Российской Федерации. Оба закона содержат оговорки в отношении случаев, предусмотренных международными договорами. Новацией является оговорка в Законе от 31.05.2002 г. в отношении случаев, предусмотренных федеральным законом, из которой следует, что при законодательно определенных обстоятельствах гражданин России, имеющий иное гражданство, может рассматриваться как иностранец и соответственно ограничиваться в правах.

Оба российских закона о гражданстве (прежний и новый) не содержат полного набора упомянутых выше ограничителей и, следовательно, не исключают возникновения на практике двойного гражданства. Частичное ограничение введено в новый Закон (ст. 13, ч. 1, п. г): одним из условий приема в российское гражданство является обращение заявителя в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства. Приобретение же гражданином России иного гражданства не влечет прекращения российского гражданства, что особо подчеркивается в п. 2 ст. 6 нового Закона. Не требуется отказа от иного гражданства при приобретении российского гражданства по рождению и при приеме детей в гражданство Российской Федерации (ст. 12 и ст. 14, ч. 2 нового Закона).

1. Проблема двойного гражданства в России


2. Двойное гражданство в свете российского законодательства

Двойное гражданство означает наличие у гражданина Российской Федерации гражданства одновременно одного или более иностранных государств.

Право на двойное гражданство закреплено Конституцией РФ, статья 62 которой гласит:

1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В Комментарии к Конституции Российской Федерации, подготовленном группой авторов и выпущенном в 1996 году, дается следующее разъяснение ст. 62.

Право на двойное гражданство может быт реализовано в порядке, определяемом федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Поскольку в РФ не принят федеральный закон, регулирующий порядок и условия приобретения иностранного гражданства, эти вопросы решаются в рамках международных соглашений.

Статья 3 Закона о гражданстве различает две категории международных договоров Российской Федерации.

Первая группа договоров создает правовое основание для приобретения российскими гражданами гражданства только тех государств, с которыми Российская Федерация их заключила.

Ко второй группе международных договоров Российской Федерации следует отнести соответствующие международные договоры, как они именуются в части 2 статьи 3 Закона о гражданстве. В соответствии с условиями таких договоров гражданин Российской Федерации не может приобрести двойное гражданство без разрешения компетентных органов государственной власти. Данное положение Закона касается договоров, заключенных ранее СССР преимущественно с восточноевропейскими странами с целью сокращения случае возникновения двойного гражданства.

Положение ч. 1 ст. 62 не исчерпывает всех случаев приобретения гражданином РФ гражданства иностранных государств. Двойное гражданство вне рамок и условий международных договоров РФ может возникать у российских граждан вследствие коллизий законодательства, действующего в Российской Федерации, и законов о гражданстве иностранных государств. Так, ребенок российских граждан, родившийся на территории иностранного государства, регулирующего вопросы гражданства исходя из права почвы, автоматически приобретает гражданство этого государства.

Случаи приобретения российскими гражданами иностранного гражданства вне рамок вышеуказанных международных договоров не являются наказуемым деянием, однако, полученное таки образом гражданство, так же как и соответствующие иностранные документы (загранпаспорт), не признаются российским законодательством и не действуют на территории России.

Вместе с тем, если иностранное гражданство получено в рамках закона о гражданстве соответствующего государства и зафиксировано в учетах страны, оно предоставляет гражданину определенные права, которыми он может пользоваться как в стране гражданства, так и в третьих странах.

Иностранные государства, как правило, не информируют консульские учреждения других стран о приобретении их гражданами второго гражданства. Таким образом, факт получения российским гражданином иностранного гражданства не будет зафиксирован в России. При получении второго гражданства нет необходимости отказываться от гражданства страны происхождения.

3. Двойное гражданство и воинская повинность

гражданство двойной иностранный лишение

В соответствии с принятой международно-правовой практикой проблемы, вытекающие из статуса лиц с двойным гражданством, в т.ч. связанные с военной службой, регулируются двусторонними соглашениями. Учитывая, что на сегодняшний день действует только одно Российско-Таджикистанское соглашение о двойном гражданстве, нельзя назвать данные проблемы распространенными. Согласно Соглашению между Российской Федерацией и Таджикистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, к лицам, состоящим в гражданстве обеих Сторон и подлежащим исполнению воинской обязанности (воинский учет, подготовка к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве) и военное обучение в военное время), применяются следующие положения:

а) такие лица проходят военную службу в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой они постоянно проживают на момент призыва;

б) лица, прошедшие военную службу в соответствии с законодательством одной Стороны, не подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством другой Стороны, причем прохождение военной службы в соответствии с законодательством одной Стороны рассматривается как исполнение соответствующей воинской обязанности и по отношению к другой Стороне;

в) такие лица, прошедшие военную службу в соответствии с законодательством одной Стороны, исполняют обязанности военнослужащего запаса в соответствии с законодательством этой Стороны. В случае переезда такого лица для постоянного проживания на территорию другой Стороны исполнение указанных обязанностей осуществляется им в соответствии с ее законодательством.

Заключение

По мнению экспертов (как правило, принимавших участие в разработке закона 2002 года), принятие нового закона о гражданстве необходимо для российского права; этот закон призван не закрыть возможность получения российского гражданства для жителей бывшего СССР, а навести порядок в данной области. Кроме того, новый закон соответствует реалиям нашего времени в отличие от безнадежно устаревшего закона 1992 года.

В ряду его преимуществ выделяют следующие:

— Введение понятий общего и упрощенного порядка рассмотрения вопросов гражданства, когда под упрощенным порядком приобретения или прекращения гражданства подразумевается порядок рассмотрения и принятия решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные этим нормативным правовым актом. Ведение этого понятия, по мнению экспертов, упрощает изложение последующих статей Закона, их понимание и применение.

— Снятие неполноты и двусмысленности многих формулировок старого закона, что создает условия для более четкой работы соответствующих органов и структур, предполагает возможность обжалования неправомерных действий должностных лиц.

— Введение обязательств уважать и соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации для лиц, желающих получить российское гражданство, иметь законный источник существования и не иметь иного гражданства (за исключением случаев, предусмотренных международным договором, или если такой отказ невозможен в силу не зависящих от лица причин).

— Появление статьи, предусматривающей, что в категорию лиц, имеющих право на сокращение обычного срока проживания, будут вноситься лица, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет. Поскольку ранее такой статьи не существовало, многие имели возможность получить российское гражданство без всяких условий посредством заключения фиктивного брака.

— Введение понятие множественное гражданство — норма, присущая современному международному законодательству и используемая в Европейской конвенции о гражданстве, которую подписала Россия.

— Введение нормы, предусматривающей, что ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении его иностранными гражданами или иностранным гражданином, сохраняет гражданство Российской Федерации.

Достоинством было названо и продление срока проживания на территории России с 3-х до 5-ти лет — ведь в силу того, что гражданство является устойчивой правовой связью человека с государством, предусматривающей взаимные права и обязанности, человек, претендующий на получение российского гражданства, должен быть интегрирован в принимающее сообщество.

Список источников информации

1. Закон О гражданстве России 6 (в редакции Федерального закона №151 — ФЗ от 11 ноября 2003 года)

2. Конституция РФ

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретические основы понятия двойного гражданства, его нормативно-правовая база и правовое регулирование в России и за рубежом. Современные проблемы института двойного гражданства. Основные положения порядка приобретения гражданства по новому закону.

Понятие гражданства. Основы правового регулирования гражданства Российской Федерации. Понятие двойного гражданства, его нормативно-правовое регулирование. Современные проблемы института двойного гражданства.

Изучение и анализ института гражданства Российской Федерации и его законодательное регулирование на современном этапе его развития. Правовые основы возникновения двойного гражданства и статуса «без гражданства». Процедура приобретения гражданства.

Принципы гражданства в Российской Федерации. Приобретение гражданства. Прекращение гражданства. Двойное гражданство. Особый институт двойного гражданства.

Понятие и классификация принципов гражданства. Единство и равенство гражданства Российской Федерации. Принцип свободы и добровольности выбора гражданства, недопустимости лишения гражданства, допустимости двойного гражданства, сокращения безгражданства.

Приобретение и прекращение российского гражданства. Особенности двойного гражданства. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Основы конституционного статуса иностранцев, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев.

Понятие и сущность гражданства. Принципы гражданства и их влияние на содержание этого института. Основания и порядок приобретения гражданства РФ. Двойное гражданство в Российской Федерации. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.

Общие положения по гражданству. Особый институт двойного и почетного гражданства. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. Прекращение гражданства.

Понятие и история российского гражданства, конституционные принципы гражданства в России. Основания и нюансы приобретения российского гражданства, основные причины его прекращения. Права, обязанности и ответственность в связи с нахождением в гражданстве.

Понятие, основные принципы гражданства. Основания, порядок приобретения гражданства. Гражданство детей, родителей, опекунов. Изменение гражданства детей. Особый институт двойного гражданства. Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО Олбест Все права защищены

О admin

x

Check Also

Уведомление о двойном гражданстве ФМС, Правоведус

Уведомление о двойном гражданстве ФМС Сообщить о наличии двойного гражданства в ФМС могут: непосредственно лицо, имеющее второе гражданство; законный представитель несовершеннолетнего лица или ограниченного в дееспособности лица, имеющего двойного гражданства; ...

Уведомление о двойном гражданстве для ФМС: бланки, формы, образец

Что представляет собой уведомление о двойном гражданстве Что представляет собой уведомление о двойном гражданстве Содержание В Конституции Российской Федерации отсутствует норма, которая запрещает гражданам иметь гражданство не только своей, но ...

Уведомление о двойном гражданстве в ФМС: образец

Порядок подачи уведомления о двойном гражданстве в России Двойное гражданство для некоторых граждан является реальностью. В Российской Федерации около 5 миллионов людей столкнулись с необходимостью уведомлять органы ФМС о наличии ...

Уведомление о втором гражданстве: образец заполнения

Все об уведомлении о двойном гражданстве Некоторым гражданам России приходится по своей воле или вынуждающим обстоятельствам уезжать из страны. Когда они долго проживают за границей, то зачастую оформляют второе гражданство. ...

Уведомление миграционной службы о наличии второго гражданства

Уведомляем ФМС о наличии второго гражданства Наталья Свистунова | главный редактор журнала Кадровая служба и управление персоналом предприятия Эта статья может пригодиться вам лично, вашим знакомым и вашему руководству. Д ...

У Марины

Как восстановить гражданство РФ Массовая безработица и одновременно ужесточившиеся правила начис­ления социальных пособий, их резкое сокращение поставило многих переселенцев в унизительное, зависимое от государст­ва положение, хотя большинство из наших земляков ...

У крымчан двойное гражданство? ИА REGNUM

У крымчан двойное гражданство? Большинство жителей Крыма, получая российский паспорт, сохранили украинский. Но сохранили ли они украинское гражданство? Считаются ли они россиянами с двойным гражданством? Каков их статус на Украине? ...

У детей граждан РФ запретили требовать подтверждение гражданства

У детей граждан РФ запретили требовать подтверждение гражданства Смотрите также: Если оба родителя – граждане России, ребенок тоже становится им по рождению. В таком случае никакие дополнительные отметки в свидетельстве ...

Трудоустройство иностранных граждан в РФ : какие нужны документы, порядок оформления на работу

Как регламентируется трудоустройство иностранцев в России, порядок их приема на работу Работа на территории России для многих иностранных граждан является привлекательной. Темпы экономики и развитие внутреннего хозяйства страны требуют постоянного ...

Трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации

Трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации. Юрист в области гражданского права В связи с изменениями и сложностями в миграционном законодательстве Российской Федерации, ставится вопрос об анализе и систематизации этой области, ...

Трудоустройство иностранных граждан в России

Трудоустройство иностранных граждан в России Тенденция к привлечению наемных специалистов из зарубежья не теряет своей популярности из года в год. Особенности приема на работу иностранцев прописаны в конкретных законодательных актах, ...

Трудоустройство иностранных граждан : памятка для компаний

Публикации Трудоустройство иностранных граждан : памятка для компаний Татьяна Светлова, Старший юрист Поволжской дирекции Анна Лаврентьева, Младший юрист Поволжской дирекции В соответствии с российским законодательством, иностранный гражданин – это физическое ...

Трудоустройство иностранных граждан

Трудоустройство иностранных граждан На работу в нашей стране имеют право не только граждане России, но и подданные других государств. Правда, порядок их трудоустройства несколько отличается. Если все происходит легально, то ...

Трудоустройство граждан Таджикистана

Трудоустройство граждан Таджикистана Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Какие документы необходимо предоставить гражданину Таджикистана при устройстве на работу. У нас в компании работают граждане Узбекистана и Киргизии, слышала, что прием на работу ...

Трудоустройство граждан Киргизии в России

Особенности трудоустройства граждан Киргизии в РФ Хоть Киргизия стала членом ЕАЭС, у ее подданных в РФ еще долго не переставали требовать наличие разрешения на работу. Соглашения и трудовой миграции начали ...

Трудоустройство граждан Белоруссии на территории Москвы

КонсультантПлюс:Форумы #1 17.10.2006 19:37:27 трудоустройство граждан Белоруссии на территории Москвы помогите с таким вопросом: нужно ли разрешение на работу на территории Москвы гражданам Белоруссии? По договору между РФ и Белоруссией ...

Рейтинг@Mail.ru