Главная 16 Автоюрист 16 Какой ГОСТ регулирует размеры ям на дорогах?

Какой ГОСТ регулирует размеры ям на дорогах?

Какой ГОСТ регулирует размеры ям на дорогах?

ГОСТ на ямы на дорогах

На сегодняшний день, 16 Июля 2018 года, по законодательному регулированию размеров ям и выбоин на дорогах актуален ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения«. Этот ГОСТ действует на ямы ещё с далёкого 1994 года и актуален на 2018 год. Его актуальность относительная, но об этом ниже.

Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?

Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в его разделе 3 требований к состоянию дорог и их эксплуатационным характеристикам. Всё, что Вам нужно знать об этом, прописано в пункте 3.1.2:

3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.

Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствует данному ГОСТу.

Как и с кого взыскать ущерб в 2018 году, если Вы попали в яму не по ГОСТу?

Если Вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то Вы можете взыскать возмещение ущерба с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Как это делается?

Всё довольно просто!

1. Перво-наперво, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить знак аварийной сигнализации. Это является ДТП, согласно пункту 1.2 ПДД (определение ДТП), поэтому здесь Вы обязаны следовать всем указаниям Правил при наступлении ДТП.

2. Замерьте размеры ямы чем-либо, чтобы убедиться, что она не соответствует ГОСТу. Если у Вас с собой нет ни рулетки, ни линейки, ни других измерительных инструментов, то можно использовать любой лист формата A4 — подойдёт и полис ОСАГО, который Вы обязаны всегда возить с собой. Его размеры составляют 29,7×21 см. Таким образом, можно точно установить, соответствует ли яма ГОСТу. Если она глубже на четверть короткой стороны листа, длиннее двух длинных сторон или шире половины длинной стороны листа, то можно переходить к следующему пункту. Если нет, то можно ехать дальше (если вред причинён только Вашему автомобилю) — увы, но взыскать ущерб в этом случае не получится.

3. Если размеры ямы превышают нормы по ГОСТу, то следует вызвать сотрудников полиции для оформления ДТП. Причём, последние могут и имеют право потребовать сфотографировать место ДТП, составить схему и приехать для оформления ДТП в отделение полиции. В этом случае сфотографируйте яму так, чтобы было очевидно, что её размеры не соответствуют нормам по ГОСТу на ямы. Например, положите несколько тех же листов A4 по одной из сторон ямы, чтобы было видно, что она длиннее/шире/выше. Также укажите в схеме результаты измерения ямы.

Тем не менее, лучше настоять на приезде сотрудников полиции на место ДТП. Для этого укажите, например, что у Вас нет ничего с собой, чтобы сфотографировать место ДТП, нет ручки и бумаги для составления схемы и измерительных приборов. Это нужно для того, чтобы сотрудники ГИБДД сами замерили яму и подтвердили в схеме, что она не по ГОСТу. Замеры сотрудников ГИБДД могут иметь в дальнейшем при доказательстве вины дорожников больший вес.

И здесь по результату приезда сотрудников ГИБДД дальнейшая перспектива взыскать ущерб видится в соотношении 50/50. Очень важно в объяснениях о ДТП написать, что Вы управляли автомобилем без превышения скорости с учётом характера дорожного покрытия и ПДД не нарушали.

Дело в том, что инспекторы очень любят в таких случаях возлагать вину за ДТП на Вас, вписывая в постановлении нарушенный пункт 10.1 ПДД, который предписывает водителю вести транспортно средство со скоростью, не превышающей установленного значения, но также с учётом погодных условий и состояния дорожного покрытия. Это пункт прецедентен — это значит, что если Вы попали в яму, значит попросту не выбрали нужную скорость, согласно 10.1 ПДД. И логика сотрудников ГИБДД здесь вполне очевидна. Но выписывают нарушение водителю они далеко не всегда.

Однако, Вы можете сослаться на тот же ГОСТ по размеру ям, только на несколько иной его пункт — 3.1.1, который говорит нам следующее:

3.1.1 Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью.

То есть при движении с разрешённой скоростью (имеется в виду именно скорость, разрешённая знаком или Правилами дорожного движения) ничего не должно препятствовать такому движению, вопреки пункту 10.1 ПДД, а это значит, что вина лежит именно на яме, которая воспрепятствовала движению с разрешённой скоростью, а не Ваша.

Также проследите, чтобы в справке о ДТП были указаны все видимые повреждения, а, если повреждения серьёзные, чтобы была отметка о том, что возможно наличие скрытых повреждений.

4. Ответственность за ущерб возлагается на того, кто обязан поддерживать эксплуатационное состояние этих дорог. Это нам говорит Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»:

Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.

.
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

После оформления ДТП Вам необходимо выяснить, какой дорожной службе принадлежит дорога с ямой, в которую Вы попали и которая не соответствует ГОСТу. Сделать это могут сами сотрудники ГИБДД. Но и Вам нужно для этого приложить усилия. Просто напишите в объяснительной об обстоятельствах ДТП дополнительно ходатайство о проведении административного расследования.

Можно прямо так и написать дословно: «Ходатайствую о проведении административного расследования с целью установления подответственной за данный участок дороги дорожной организации и сообщить о результатах расследования мне по указанным контактам«. И указать контакты.

5. После этого, пока готовятся документы о ДТП, необходимо провести независимую техническую экспертизу повреждений. Такие организации есть в любом — даже небольшом городе. По результатам экспертизы Вы получите документы, подтверждающие сумму ущерба от экспертной организации. Стоить это будет Вам от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от ценообразования самой такой экспертной организации.

6. Когда документы из ГАИ будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате Вам ущерба в течение разумного срока (5-20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.

7. Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, то нужно подавать в суд.

Можно ли получить возмещение за яму не по ГОСТу по ОСАГО?

Нет. По ОСАГО страхуется не Ваш автомобиль и не Вы от ущерба. ОСАГО страхует Вашу автогражданскую ответственность, то есть Вашу вину в ДТП. Поэтому обращаться в свою страховую при попадании в яму не по ГОСТу бессмысленно, а дорожные организации, конечно же, по ОСАГО не страхуются.

По каким причинам может не получится возместить ущерб за яму не ГОСТу?

Список таких причин, к сожалению, достаточно широк, и часть из них перечислены в инструкции выше. Чаще всего на 2018 год попавшие в яму, размеры, которой не соответствуют ГОСТу, терпят неудачу из-за того, что ГИБДД устанавливает их виновными в этом ДТП, приписывая нарушение пресловутого пункта 10.1 ПДД.

Но есть ещё одна тонкость автозакона. Сам ГОСТ Р 50597-93, как оказывается, не имеет юридической силы, просто пока не все суды это знают.

В частности, Верховный суд РФ постановил отмену искового заявления одного из адвокатов из города Казани на основании того, что ГОСТ Р 50597-93, регулирующий допустимые размеры ям, не был опубликован ни в официальных изданиях, ни в ведомостях нормативных актов, нигде более, а без этого по закону он сам не является законодательным актом и, соответственно, не имеет юридической силы. Между тем, суды более низких инстанций обязаны руководствоваться решениями Верховного суда (но не обязаны выносить точно такие же решения).

Кроме того, есть ещё такой законодательный акт, как Федеральный закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ«, который в своей статье 28 предписывает, что пользователи дорог имеют право взыскивать с дорожных служб компенсацию ущерба:

Пользователи автомобильными дорогами имеют право:
.
2) получать компенсацию вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;

Как видим, компенсация может быть получена за несоответствие дорог техрегламентам и федеральному закону, но в статье ни слова о ГОСТах на ямы. А в других правовых актах не содержится допустимых размеров ям, выбоин и прочих недостатков дорог, увы.

О admin

x

Check Also

Расторжение договора купли-продажи автомобиля между физическими лицами

Как расторгнуть договор купли-продажи автомобиля между физическими лицами? Главная Документы договоры Договора купли-продажи Как расторгнуть договор купли-продажи автомобиля между физическими лицами? Приобретение транспортного средства представляет собой достаточно важную сделку для ...

Растаможка авто: порядок расчета стоимости

С 2014 года изменилась система ввоза в РФ иностранных автомобилей в части нетарифного регулирования. До этого разрешенный экокласс ввозимых машин был евро-4, сейчас не ниже евро-5. В связи с этим ...

Водителям светоотражатели обязательны

Водителям придется экипироваться светоотражателями В правительственном постановлении, накануне подписанном Д.Медведевым, сказано, что светоотражающая одежда для водителей должна соответствовать ГОСТу 12.4.281-2014. Точно такая же обязанность была сравнительно недавно установлена и для ...

Водителям светоотражатели обязательны

Водителям придется экипироваться светоотражателями В правительственном постановлении, накануне подписанном Д.Медведевым, сказано, что светоотражающая одежда для водителей должна соответствовать ГОСТу 12.4.281-2014. Точно такая же обязанность была сравнительно недавно установлена и для ...

Разъездной характер работы для водителей

Разъездной характер работы В трудовом законодательстве нет четкого определения разъездной работы. Как определить, носит ли работа разъездной характер? Работодатель имеет право самостоятельно принять решение об определении некоторых видов работы к ...

В РФ появится система контроля водителей такси

Водителей такси возьмут под контроль В стране может появиться национальная система контроля за водителями такси. Общероссийское объединение пассажиров уже направило соответствующий документ вице-премьеру РФ Максиму Алексеевичу Акимову. Разработчики проекта считаю, ...

В РФ появится система контроля водителей такси

Водителей такси возьмут под контроль В стране может появиться национальная система контроля за водителями такси. Общероссийское объединение пассажиров уже направило соответствующий документ вице-премьеру РФ Максиму Алексеевичу Акимову. Разработчики проекта считаю, ...

Разрешён ли двойной обгон и обгон паровозиком?

Разрешён ли двойной обгон и обгон «паровозиком»? Под двойным обгоном понимается обгон сразу двух или более автомобилей по встречной полосе (без возвращения на свою полосу после обгона первого авто) либо ...

В автошколах научат европротоколу

В автошколах страны научат, как оформлять ДТП по требованиям европротокола Они научатся правильно оформлять все необходимые документы, не привлекая к этому процессу полицейских, а также правильно использовать терминал вызова экстренной ...

Разворот и поворот через сплошную

Разворот и поворот через сплошную — штраф или лишение? Разворот через сплошную Раздел 9 ПДД регламентирует сразу несколькими пунктами, в какой ситуации нам запрещено совершать манёвр поворота налево и оказываться ...

Путевой лист легкового автомобиля как правильно заполнять

Путевой лист – это отправной документ, отражающий итоги работы всего транспорта, в определённой организации. Его форма установлена постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Но там есть дополнение к нему: ...

Апелляционная жалоба на замену статьи условным наказанием

Апелляционная жалоба на замену статьи условным наказанием Здравствуйте! Было вынесено решение суда и приговор прозвучат 2,5 года колонии поселения (в ДТП пострадало два человека перелом ноги у одного, у второго ...

Аварийный комиссар — кто это и его обязанности

Аварийный комиссар Многим автолюбителям, попавшим в ДТП, приходилось иметь дело с аварийными комиссарами. Но есть и те, кто не вполне представляет себе, в чем состоит их работа. Рассмотрим, что означает ...

Аварийный комиссар — кто это и его обязанности

Аварийный комиссар Многим автолюбителям, попавшим в ДТП, приходилось иметь дело с аварийными комиссарами. Но есть и те, кто не вполне представляет себе, в чем состоит их работа. Рассмотрим, что означает ...

Протокол ГИБДД 2018 в вопросах и ответах

Протокол ГИБДД в вопросах и ответах Протокол об АПН Дело об административном правонарушении возбуждается протоколом. Но в определённых случаях он может вовсе не составляться. И тогда, собственно писать в таком ...

Просроченные права

Просроченные права — какие тонкости штрафа? Езда с просроченными правами Просроченное водительское удостоверение в 2018 году означает внушительный штраф. Но есть определённый нюанс между правом управления, как непосредственном правом гражданина ...

Рейтинг@Mail.ru