Главная 16 Верую. 16 К истории формирования седмичных памятей Октоиха

К истории формирования седмичных памятей Октоиха

К истории формирования седмичных памятей Октоиха

В книге своих воспоминаний В родном углу писатель и историк Сергей Николаевич Дурылин, описывая глубокое благочестие своего отца, потомственного купца, приводит пример одного обычая, которому тот неукоснительно следовал всю жизнь: Каждый понедельник – день, посвященный ангелам, отец неопустительно ходил к обедне в Архангельский собор, особенно почитая Архангела Михаила… Это неопустительное хождение в Архангельский собор по понедельникам, нарушавшее обычное течение его трудов и дней, отец исполнял по обету, данному еще в молодых годах, и исполнял до старости. Никто не знал, когда и при каких условиях дан был отцом этот обет, но он никогда – разве болезнь приковывала его к постели – не нарушал исполнения этого обета и, сколько помню, никого никогда не брал с собою в эти понедельники в Архангельский собор 1) . Откуда идет эта традиция, как видим, глубоко укоренившаяся на Руси, посвящать дни недели памяти определенных святых или событий Священной Истории?

Истоки ее следует искать в Византии и связаны они с историей Октоиха – одной из наиболее употребительных книг в греческом богослужении.

Современная наука употребляет термин Октоих в основном в двух смыслах: первый – это система пения на восемь гласов, принятая в церковном богослужении; второй – книга, используемая в современном православном богослужении 2) .

Если традиция церковного пения на гласы уходит корнями в глубокую древность и наиболее ранние сборники литургической поэзии восьми гласов датируются VI–VII веками (Октоихи Севира Антиохийского, Иоанна Дамаскина), то об Октоихе как богослужебной книге в современном ее значении можно говорить лишь начиная с IX века. IX век – это переломное для истории византийской гимнографии время, когда получила окончательное оформление вся система церковного пения, заимствованная из Палестины, были заложены основы современного богослужебного устава и в результате деятельности крупнейших константинопольских песнописцев того времени: преподобных Феодора и Иосифа Студитов, Иосифа Песнописца, Феофана Начертанного и других, – появился комплекс основных книг Восточно-Православной Церкви: Триоди, Октоиха, Служебных Миней и тем самым завершена работа по созданию годового круга церковных песнопений.

Одним из главных достижений Константинопольской Студийской школы гимнографии является выработка системы седмичных памятей. Именно этот важнейший фактор повлиял на процесс оформления разнородных собраний песнопений восьми гласов в единую книгу. Благодаря этому исполнение определенных гимнов в честь святых было приурочено к определенным дням церковной седмицы.

Единый седмичный цикл, повторяющийся на протяжении каждой из восьми недель, стал вторым после осмогласия организующим принципом Октоиха как литургической книги.

Существует обширная литература по истории и теории осмогласия, но, кажется, не было достаточно исследовано происхождение и структура седмичных посвящений – этого важнейшего принципа циклизации церковных песнопений. В одной статье не представляется возможным охватить все существующие источники по данной теме – они разнообразны и далеко не всегда доступны для исследователя. Сосредоточимся лишь на самых важных из них, позволяющих наметить основные этапы образования круга седмичных памятей.

Самый поверхностный анализ современного богослужебного Октоиха показывает, что в нем последовательно реализуется не один, а два цикла посвящений:

Попробуем установить, который из этих двух циклов памятей хронологически более ранний. Чисто логически можно предположить, что более ранним является тот цикл, который организует древнейшие по своему происхождению песнопения Октоиха. Что же представлял собой Октоих в первые века своего существования и какой объем песнопений он первоначально содержал?

На эти вопросы нам поможет ответить материал древнерусских (а также южнославянских) рукописей, являющихся бесценными и до сих пор не изученными источниками по истории литургики. Мы имеем в вицу три рода памятников XI–XV веков: древнерусские Студийские уставы Алексеевской редакции, так называемые изборные Октоихи (сборники стихир и других мелких песнопений восьми гласов) и древнерусские Параклитики – сборники утренних канонов Октоиха.

Древнейшие редакции Студийского устава, представленные рукописями К-5349 собрания Государственной Третьяковской галереи конца XI – начала XII века (Типографский устав) и № 330 Синодального собрания Государственного Исторического Музея XII века свидетельствуют о том, что объем песнопений Октоиха в средневековый период значительно отличался от современного. Указанные рукописи называют лишь три жанра песнопений Осмогласника будничного цикла: стихиры на стиховне, седальны, один канон на утрене.

На литургии рекшы в понедельник начинаеться пост святых апостол… на стиховне поються стихира в октаице… На заутрьни в понедельник поеться по пении псалтыре канон в октаице… седален в октаице… оттого бо (дня. – О. К.) начинаеться петь октаичьная стихира яве яко троичьная и седальны и канон.

(Типографский устав, л. 19 об. – 20)

Слово в слово повторяет это место и рукопись Синодального собрания № 330 (л. 65 об. – 66).

Тексты стихир на стиховне и седальнов отыскиваются в славянских изборных Октоихах 3) , где они составляют наиболее устойчивое ядро песнопений, повторяющихся практически во всех рукописях данного типа, за исключением дефектных. Эти тексты представляют собой наиболее древнюю часть певческого репертуара Октоиха, ведущую свое происхождение из Палестины. В их основе лежат самогласные песнопения анонимных авторов, использовавшиеся в богослужении в иерусалимских монастырях VII–VIII веков 4) . Древние самогласные стихиры на стиховне носили покаянный характер, воспевали мучеников, апостолов, крестные страдания Христа:

Хотех слезами омыти моих прегрешений рукописание Господи, и прочее живота моего покаянием благоугодити Тебе, но враг льстит мя, и борет душу мою: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя (Глас 4, стихира покаянная в неделю вечера); Прехвальнии мученицы, вас ни земля потаила есть, но небо прият вы, и отверзошася вам райския двери, и внутрь бывше, древа животнаго наслаждаетеся, Христови молитеся, даровати душам нашим и велию милость (Глас 1, стихира мученична в среду вечера); Возвеличил еси Спасе, во вселенней верховных апостол имена: навыкоша бо небесным, и неизреченна даша земным исцеления: и сени их едины недуги уврачеваху, иже от рыбарей чудотворяще, и иже от иудей богословяще благодати учения: ихже ради Милосерде, даждь нам велию милость (Глас 2, стихира апостольская в среду вечера); Дал еси знамение боящымся Тебе Господи, крест Твой честный, имже посрамил еси начала тьмы и власти, и возвел еси нас на первое блаженство. Темже Твое человеколюбное смотрение славим, Иисусе всесильне, Спасе душ наших (Глас 4, стихира крестная в среду и пятницу утра); Со духи праведных скончавшихся душы раб Твоих Спасе упокой, сохраняя их во блженней жизни, яже у Тебе Человеколюбче (Глас 4, стихира мертвена в пятницу вечера).

Будничные седальны Октоиха по происхождению и певческому жанру – древнейшие и известнейшие тропари в честь святых, мучеников, Креста. Приведем несколько примеров:

Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим, помилуй нас (Глас 6, седален покаянный в понедельник утра); Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость (Глас 4, седален апостольский в четверг утра); Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя крестом Твоим жительство (Глас 1, седален крестный в среду утра); Мученицы Твои Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе Бога нашего: имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси душы наша (Глас 4, седален мученичен в субботу утра); Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, едине Содетелю, упокой Господи, душы раб Твоих: на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего (Глас 8, седален мертвен в субботу утра).

Уже в первых, наиболее кратких записях Студийского устава – в так называемом Начертании Феодора Студита (конец IX века) – упоминаются умилительные, апостольские и мученические стихиры 5) . Циклы будничных песнопений Осмогласника,

называвшихся κατανυκτικα, σταυρωσιμα, αποστολικα, μαρτυρικα, входили в состав древнейших греческих стихирарей – сборников стихир Октоиха и Триоди 6) . В славянских изборных Октоихах эти песнопения образуют единое целое с воскресными стихирами и не отделяются от них особым заголовком, что подтверждает общность их происхождения. Точно так же и седальны будничных дней имеют заглавие Седальны воскресные и открываются воскресным отпустительным тропарем 7) . Внутри гласовых групп они следуют в порядке исполнения их в седмичные дни. Схема посвящений у стихир и седальнов следующая:

О admin

x

Check Also

Молитвы на удачу и деньги — 100% притяжение денег в вашу жизнь

Молитвы на деньги и удачу в работе на каждый день Молитвы на удачу и деньги – это абсолютно безопасные и не предполагающие никаких последствий ритуалы. Они помогут привлечь в вашу ...

Куда уходит вера?

Куда уходит вера? Когда кто-то из друзей или близких путем долгих поисков, раздумий и колебаний приходит в Церковь, мы вздыхаем с облегчением: Наконец-то! Мы искренне радуемся за новообращенного, как можно ...

Куда приходят прихожане?

Куда приходят прихожане? интервью с протоиереем Дмитрием Смирновым — Что такое церковный приход и чем он отличается от храма? — Часто слова храм и приход используются как синонимы, но между ...

Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах

Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах cвященник Вадим Семчук Много людей празднуют праздники и знают их названия, но не знают причин, почему они установленысв. Иоанн Златоуст Когда подростком я ...

Молитвы на удачу и везение во всех делах: 3 самые сильные молитвы

Молитвы на удачу и везение во всех делах: 3 самые сильные молитвы Обращаясь к Богу, мы часто желаем, чтобы он даровал нам благословение на успех в делах, прибыль в бизнесе, ...

Крещение Руси

Крещение Руси Ссылки на труды о Крещении Руси: Креще́ние Руси́ — 1) введение и распространение христианства как единственно истинной веры, осуществленное на территории Древней Руси по инициативе и под непосредственным ...

Крещение – это возможность реализовать себя

Крещение – это возможность реализовать себя Крещение – это Таинство пакибытия, как говорит Церковь, или, по-русски, нового рождения. Сам Господь, посылая учеников, говорит: Итак, идите, научите все народы, крестя их ...

Крестовые походы

Крестовые походы Кресто́вые похо́ды — военные походы периода XI—XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической конфессии, формально имевшие целью освобождение и защиту христиан и христианских святынь от владычества мусульман (первые походы), ...

Молитвы на удачу и везение во всём: 3 самые сильные молитвы Господу, ангелу-хранителю и святым

Молитвы на удачу и успех во всём Господу, ангелу-хранителю и святым В учёбе, работе и других житейских делах человеку часто не хватает везения или удачи. Издревле к Господу и святым ...

Крестный ход

Крестный ход Кре́стный ход – 1) Православный обряд, осуществляемый в форме благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого с целью прославления Бога, испрашивания у Него ...

Крестное знамение

Крестное знамение Кре́стное зна́мение – телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов. Для ...

Молитвы на удачу в работе

Молитвы на удачу в работе Достижение высоких жизненных целей не всегда зависит от количества труда и его напряжённости. На многое влияет удачливость. Можно работать целыми днями без выходных, выкладываясь на ...

Крест нательный

Крест нательный Крест нате́льный – видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты. Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник ...

Крест и меч

Крест и меч Крест и меч, христианство и война – для нас, людей новой эпохи гуманизма, вещи радикально противоположные. Но является ли такое положение истинным в историческом контексте? История христианства ...

Крест Господень: 1

Крест Господень: 1 Крест Господень: 1 Почитание Креста Христова Крест Христов – это самый распространенный символ христианства. Строгий – четырехконечный, ветвистый или узорный, выцарапанный на стене римских катакомб, венчающий купол ...

Кратко об иудаизме

Кратко об иудаизме Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими ...

Рейтинг@Mail.ru