Главная 16 Верую. 16 Иуда Искариот

Иуда Искариот

Иуда Искариот

Иу́да Искарио́тский – один из 12 апостолов, предатель Богочеловека Иисуса Христа.

Не Предведение есть причина будущих событий, а будущие события – причина Предведения. Не из Предведения вытекает будущее, а из будущего – Предведение; не Христос – виновник предательства Иуды, а предательство – причина Господнего Предведения. святитель Илия Минятий

Было ли предательство Иуды необходимым звеном в деле Искупления человека?

В настоящее время нередко приходится сталкиваться с предубеждением относительно роли Иуды в Божественном Промысле. По мнению ряда мыслителей, если бы он не предал Спасителя, Его бы не схватили и не распяли, а значит и не было бы Искупительной Крестной Жертвы, не было бы прощения грехов и спасения. В более осторожном варианте эта философская идея подменяется другой: в случае отказа Иуды от предательства, его роль непременно должен был исполнить кто-нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искупления.

В русле подобных концепций нравственная оценка Иуды варьируется.

По одной версии, он был мотивирован вовсе не жаждой наживы (тридцать сребреников – цена раба), а желанием скорейшего проявления Божественной славы Христа. В рамках этого суждения, Иуда будто бы полагал, что когда Господь сделается добычей врагов, тогда непременно проявит и всенародно обнаружит скрытую мощь Своего Божества, чем вызовет всеобщее признание, послушание и спасение.

Ещё более оригинальное утверждение гласит, что Иуда, продав Христа, в действительности Его не предавал, а совершил подвиг смирения и самоуничижения, будто бы он, исполнив задачу предателя, осуществил поручение Господа, чем и послужил реализации Божьего замысла, включавшего взятие Христа под стражу, допрос, Крестные Страдания, смерть. Стало быть, будучи поругаем за предательство, он поругается незаслуженно. Следовательно, комментарий к этой истории следует переписать, ведь в очах Божьих Иуда — великий святой.

Что можно на это сказать? Мнение о том, что Иуда Искариот — как бы и не предатель, является скверным. Следуя этой вольной интерпретации легко прийти к заключению, что заслуга Спасения лежит и на убийцах Христа.

Ведь и о них можно (но не нужно) сказать: если бы не убийцы, не было бы Крестной смерти, не было бы победы над адом и Воскресения.

Но это — не так. И дело здесь вот в чём. В отличие от людей детали земного служения Сына Божия были известны Ему ещё прежде творения мира. Он от вечности знал, что многие иудеи, в силу жестокосердия и безрассудства, не примут Его Благовестия, и от вечности знал, что один из Его учеников, польстившись наживой, не устоит.

Если бы событиям тех времен, по каким-либо причинам, суждено было развиваться иначе, это повлияло бы на отдельные детали плана Спасения, но не на замысел в целом. Спасение все равно состоялось бы.

Злодейство Иуды прямо запечатлено словами Евангелия, свидетельствующими, что предательство он совершил не по душевной простоте и, тем более, не по тайному благословению Божию, а осознанно, по наитию сатаны ( Лк.22:3 ). Кроме того Спаситель лично назвал его диаволом (в то время как подстрекатели к Его убийству были названы лишь детьми сатаны Ин.8:44 , Ин.6:70 ).

Отношение Церкви к Иуде как к послушнику диавола ясно обозначено и зафиксировано в иконографии Страшного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа вопроизводят его с мешочком в руках (символизирующим кошелек с тридцатью сребрениками), сидящим на коленях у диавола; обоих охватывает адский огонь.

протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии

Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невозможно было произвести арест?

Роль была ключевой. Предательство Иуды не ограничилось только тем, что в среду он пришел к первосвященникам, сообщил некую информацию и получил за нее тридцать сребреников. Нет, за эти деньги от него требовалось большее: он должен был руководить всей спецоперацией. То есть, во-первых, привести храмовую стражу и римских солдат в нужное время в нужное место, во-вторых, показать, кого именно следует арестовать, кто из собравшихся на Елеонской горе — Иисус.

Для римских солдат все эти иудеи были на одно лицо, им нужно было дать знак, кого хватать. В-третьих, Иуде следовало разрулить проблемы, если те вдруг возникнут.

И проблемы действительно возникли. Из Евангелия от Иоанна Богослова мы знаем важную подробность, которой нет у других евангелистов. Когда эта вооруженная толпа подходит, то Христос, зная намерения их сердец, спрашивает: Кого ищете? Они отвечают: Иисуса из Назарета.

Он отвечает: Это Я! И тут же все падают ниц. Все, включая римских солдат.

Почему они падают? Есть версия, что слова Иисуса, в греческом переводе переданные как Я есть, по-еврейски звучали как имя Божие. То есть Яхве.

Это имя в ту эпоху уже не должно было произноситься вслух, и, услышав его, иудеи упали ниц от страха. Но почему тогда упали римляне, для которых все это ничего не значило? Комментируя это место, святитель Иоанн Златоуст предполагает, что в момент, когда Господь назвался, что-то произошло, каким-то образом Он явил Свою власть.

Проняло даже римских солдат, возникли сумятица, смущение. И тогда Иуда, чтобы пресечь возможную панику, решительно вмешивается, выходит на первый план. Он приветствует Иисуса — и чтобы показать воинам, кого хватать, и чтобы успокоить их: мол, все в порядке, все под контролем, это обычный человек, раз я так по-свойски его приветствую.

А целовать-то было зачем? Недостаточно было просто ткнуть пальцем?

В то время в Иудее это было обычное приветствие между друзьями. И, прибегая к такой форме обращения, Иуда тем самым показывает свою особую близость к Учителю (возможно, преодолевая тем самым собственное смущение, робость) — и одновременно дает солдатам знак, кого хватать. Но мало того: он тем самым как бы подчеркивает, что это не Бог, перед Которым они только что падали ниц, а обычный человек, с которым он, руководитель группы захвата, там панибратски здоровается.

В этом-то и заключается изощренность Иуды, который хочет подчеркнуть свою близость к тому, Кого предает.

На этот его цинизм, кстати, указывает и Сам Господь словами: Целованием ли предаешь Сына Человеческого? ( Лк. 22:48 ).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

О admin

x

Check Also

Молитвы на удачу и деньги — 100% притяжение денег в вашу жизнь

Молитвы на деньги и удачу в работе на каждый день Молитвы на удачу и деньги – это абсолютно безопасные и не предполагающие никаких последствий ритуалы. Они помогут привлечь в вашу ...

Куда уходит вера?

Куда уходит вера? Когда кто-то из друзей или близких путем долгих поисков, раздумий и колебаний приходит в Церковь, мы вздыхаем с облегчением: Наконец-то! Мы искренне радуемся за новообращенного, как можно ...

Куда приходят прихожане?

Куда приходят прихожане? интервью с протоиереем Дмитрием Смирновым — Что такое церковный приход и чем он отличается от храма? — Часто слова храм и приход используются как синонимы, но между ...

Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах

Куда девать кочерыжку или кое-что об обрядах cвященник Вадим Семчук Много людей празднуют праздники и знают их названия, но не знают причин, почему они установленысв. Иоанн Златоуст Когда подростком я ...

Молитвы на удачу и везение во всех делах: 3 самые сильные молитвы

Молитвы на удачу и везение во всех делах: 3 самые сильные молитвы Обращаясь к Богу, мы часто желаем, чтобы он даровал нам благословение на успех в делах, прибыль в бизнесе, ...

Крещение Руси

Крещение Руси Ссылки на труды о Крещении Руси: Креще́ние Руси́ — 1) введение и распространение христианства как единственно истинной веры, осуществленное на территории Древней Руси по инициативе и под непосредственным ...

Крещение – это возможность реализовать себя

Крещение – это возможность реализовать себя Крещение – это Таинство пакибытия, как говорит Церковь, или, по-русски, нового рождения. Сам Господь, посылая учеников, говорит: Итак, идите, научите все народы, крестя их ...

Крестовые походы

Крестовые походы Кресто́вые похо́ды — военные походы периода XI—XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической конфессии, формально имевшие целью освобождение и защиту христиан и христианских святынь от владычества мусульман (первые походы), ...

Молитвы на удачу и везение во всём: 3 самые сильные молитвы Господу, ангелу-хранителю и святым

Молитвы на удачу и успех во всём Господу, ангелу-хранителю и святым В учёбе, работе и других житейских делах человеку часто не хватает везения или удачи. Издревле к Господу и святым ...

Крестный ход

Крестный ход Кре́стный ход – 1) Православный обряд, осуществляемый в форме благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого с целью прославления Бога, испрашивания у Него ...

Крестное знамение

Крестное знамение Кре́стное зна́мение – телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов. Для ...

Молитвы на удачу в работе

Молитвы на удачу в работе Достижение высоких жизненных целей не всегда зависит от количества труда и его напряжённости. На многое влияет удачливость. Можно работать целыми днями без выходных, выкладываясь на ...

Крест нательный

Крест нательный Крест нате́льный – видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты. Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник ...

Крест и меч

Крест и меч Крест и меч, христианство и война – для нас, людей новой эпохи гуманизма, вещи радикально противоположные. Но является ли такое положение истинным в историческом контексте? История христианства ...

Крест Господень: 1

Крест Господень: 1 Крест Господень: 1 Почитание Креста Христова Крест Христов – это самый распространенный символ христианства. Строгий – четырехконечный, ветвистый или узорный, выцарапанный на стене римских катакомб, венчающий купол ...

Кратко об иудаизме

Кратко об иудаизме Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими ...

Рейтинг@Mail.ru