Главная 16 Учет иностранцев в РФ 16 Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан — Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан — Особенности производства предварительного расследования с участием иностранных граждан в Российской Федерации

Особенности привлечения к уголовной ответственности иностранных граждан

Привлечение к уголовной ответственности иностранных граждан, не пользующихся иммунитетом от юрисдикции РФ, осуществляется в соответствии со ст. ст.171-175 УПК РФ.

При этом органы предварительного расследования запрашивают юридические органы соответствующего государства о наличии судимостей у иностранного гражданина, привлекаемого в качестве обвиняемого. Такие сведения представляются в соответствии со ст.79 Минской конвенции и договорами о правовой помощи. Однако следует иметь в виду, что судимости в других государствах не имеют значения для квалификации преступления, совершённого иностранным гражданином. В то же время, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, судимости в других странах СНГ после прекращения существования СССР могут учитываться при назначении наказания как отягчающее обстоятельство в соответствии со ст.76 Минской конвенции от 22 января 1993 года (п.11 постановления №5 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» от 25 апреля 1995 года) Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда РФ по уголовным делам. — М., 1995. С.623-625..

Если иностранный гражданин после совершения преступления покинул территорию РФ, то для российских органов предварительного расследования он, как правило, оказывается недосягаемым. О выдаче гражданина вопрос и не ставится, так как все государства, как правило, не выдают своих граждан, совершивших преступления в других государствах.



В то же время на этот случай в Минской конвенции и договорах РФ (СССР) с другими государствами о правовой помощи предусмотрена взаимная обязанность осуществления уголовного преследования по поручению (просьбе) запрашивающей Стороны.

В соответствии с нормами, закреплёнными в Минской конвенции и договорах о правовой помощи, в данной ситуации органы предварительного расследования РФ направляют компетентным (юридическим) органам соответствующего государства поручение (просьбу) об осуществлении уголовного преследования. Поручение (просьба) об осуществлении уголовного преследования должна содержать:

наименование запрашивающего учреждения;

описание деяния, в связи с которым направлено поручение об осуществлении уголовного преследования;

по возможности, более точное указание времени и места совершения деяния;

текст положения закона запрашивающей Стороны, на основании которого деяние признаётся преступлением, а также тексты других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу;

фамилия и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;

заявление потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявление о возмещении вреда;

указание размера ущерба, причинённого преступлением.

К поручению прилагаются имеющиеся в распоряжении органов предварительного расследования материалы уголовного преследования, а также доказательства. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью органа предварительного расследования.



При направлении органами предварительного расследования возбуждённого уголовного дела, расследование по этому делу продолжается юридическими (компетентными) органами запрашиваемого государства в соответствии со своим законодательством.

Следует иметь в виду, что согласно ст.80 Минской конвенции сношения по вопросам уголовного преследования осуществляются Генеральными прокурорами (прокурорами) государств участников Конвенции.

В действующем УПК РФ не выделены уголовно-процессуальные основания для вынесения постановления о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в отношении иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от уголовной юрисдикции российского законодательства.

Как указано в предыдущем параграфе, материально-правовым основанием освобождения от уголовной ответственности в таких случаях является наличие иммунитета от уголовной юрисдикции, а процессуальным основанием — отсутствие согласия аккредитующего государства на привлечение лица, обладающего иммунитетом от уголовной юрисдикции, к уголовной ответственности. Хотя оно в ст. ст.24 и 27 УПК РФ не предусмотрено.

Конкретизация материально-правового и процессуального оснований принятия указанного решения применительно к определенным категориям иностранных граждан содержится в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории РФ (СССР). Например, согласно ст.13 этого Положения глава и члены дипломатического представительства могут подлежать юрисдикции РФ в случае ясно выраженного согласия на это аккредитующего государства Конвенция о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР …. Отсутствие указанного согласия необходимо рассматривать как обстоятельство, исключающее производство по делу в отношении указанных лиц.



Таким образом, в постановлении о прекращении уголовного дела, уголовного преследования в качестве правового основания такого решения следует ссылаться на соответствующую норму УК РФ (ст.11), определенную норму Положения о дипломатических и консульских представительствах и ст.148 УПК РФ. В случае лишения аккредитующим государством иммунитета от уголовной юрисдикции иностранный гражданин подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

В связи с этим необходимо дополнить ч.1 ст.24 и ст.27 УПК РФ еще одним основанием прекращения уголовного дела, уголовного преследования: «отсутствие согласия аккредитующего государства или международной организации на возбуждение уголовного преследования лица, пользующегося иммунитетом, либо согласия самого лица, обладающего полным (абсолютным) иммунитетом».

Процессуальные действия в отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по просьбе указанных лиц или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Российской Федерации (ч.2 ст.3 УПК РФ). Данным правом может воспользоваться любой участник уголовного процесса — иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом. Более того, аккредитующее государство, наделившее данное лицо иммунитетом, может обязать его воспользоваться этим правом так же, как и лишить его дипломатической неприкосновенности. Именно поэтому в ч.2 ст.3 УПК РФ и указывается необходимость испрашивать согласие на реализацию этого права через МИД.



В международном праве, как указывалось в предыдущих параграфах, существует общее правило, согласно которому отказ от иммунитета в отношении представителя иностранного государства есть исключительное право лишь аккредитующего государства, но не самого дипломатического агента. Причем отказ должен быть всегда ясно выраженным См., например, ст.32 Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., ст.45 Конвенции о консульских сношениях 1963 г., ст.41 Конвенции о специальных миссиях 1969 г., ст.31 Конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и т.д.. Так, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г. (раздел 22) предусматривает, что специализированное учреждение имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому его должностному лицу, когда, по мнению данного специализированного учреждения, иммунитет препятствует отправлению правосудия и если отказ от иммунитета может быть произведен без ущерба для интересов специализированного учреждения. Однако, если вопрос об отказе от иммунитета не урегулирован либо не получено ясно выраженное согласие, то производство каких-либо процессуальных действий невозможно. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова — СПб.: Питер, 2003. — 1008 с., С.48.

В связи с этим, наиболее целесообразно по возбужденному в отношении иностранного гражданина, обладающего иммунитетом, уголовному делу необходимо провести все следственные и иные процессуальные действия, направленные на установление виновного, собирание доказательств и установление всех обстоятельств дела, не затрагивающие дипломатического иммунитета. Затем приостановить производство по уголовному делу до получения (не получения) ясно выраженного согласия аккредитующего государства. После того, как согласие будет получено, необходимо возобновить производство по делу. Если же аккредитующее государство не даст своего согласия, либо оно не будет ясным, то лицо, производящее расследование, должно прекратить уголовное дело, уголовное преследование по рассмотренным нами выше правилам.



На основании изложенного можно прийти к выводу о необходимости дополнения ч.1 ст. 208 УПК РФ: «5) лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности — иностранный гражданин, обладающий дипломатическим иммунитетом», а также ч.4 ст. 208 УПК РФ: «… По основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 и 5 части первой настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока» и ч.5 ст. 208 УПК РФ: «До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно до получения ответа на запрос о согласии (несогласии) аккредитующего государства на привлечение своего гражданина, обладающего дипломатическим иммунитетом, к уголовной ответственности».

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Как получить и оформить вид на жительство в Казахстане

Получение вида на жительство в Казахстане Вид на жительство в Казахстане даёт право проживания на территории данной страны. За разрешением для получения права постоянно проживать в республике необходимо обратиться с ...

Депортация из России граждан Украины

Депортация украинцев из России — реальность или миф Осенью минувшего года граждане Украины, находящиеся на территории России, столкнулись с новыми требованиями миграционной службы. Эти новшества не коснулись жителей восточных областей ...

Миграция из Казахстана в Россию: сколько, кто и почему — Русские в Казахстане — информационный портал

Общество Миграция из Казахстана в Россию: сколько, кто и почему Коллаж: Русские в Казахстане Коллаж: Русские в Казахстане За 19 лет сальдо миграции между странами сложилось в размере 1 миллион ...

Проверка РВП: как узнать о готовности и подлинности разрешения через интернет

Особенности проверки статуса РВП Когда собраны все документы, сделаны фотографии, подано сотрудникам миграционной службы заявление на получение разрешения на временное проживание, остается ждать, когда будет готово РВП. Посещение ГУВМ МВД ...

Реферат: Правовое положение иностранцев в Российской Федерации — Банк рефератов, сочинений, докладов, курсовых и дипломных работ

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации Глава 1. АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ТЕРРИТОРИИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4 1.1. Конституция Российской Федерации как основной закон, регулирующий ...

Какую медицинскую помощь могут оказать мигрантам на территории РФ?

Международные нормы о медицинском обеспечении мигрантов Самым значительными документами в международном праве о медобеспечении мигрантов являются две конвенции МОТ (страны, которые вступили в эти конвенции, обязуются обеспечивать иностранных граждан точно ...

Программа переселения в Россию из Казахстана

Что представляет собой программа переселения в Россию из Казахстана Теплые казахско-российские отношения позволяют гражданам Казахстана переезжать в Россию для постоянного проживания. Разработана специальная программа для переселения казахстанцев в Россию. Ее ...

Прописка иностранного гражданина (регистрация) — временная, по месту пребывания, каие документы нужны, продление, чем грозит собственнику, как сделать, по месту жительства

Как сделать прописку иностранному гражданину? Регистрация по месту жительства или по месту пребывания – это уведомление государства в лице Миграционной службы о местонахождении граждан. Обязанность сообщать о выбранном для проживания ...

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина Административное выдворение за пределы Российской Федерации состоит в контролируемом и принудительном перемещении лиц за границы государства. В некоторых случаях оно предполагает самостоятельный выезд ...

Временно пребывающие

Временно пребывающие К временно пребывающим в РФ относят иностранцев, которые временно прибыли в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения (например, граждане Белоруссии), не имеют ...

Сроки регистрации иностранных граждан по месту пребывания в ФМС: правила и порядок оформления на 3 года или год, а также по патенту

Правила и порядок регистрации иностранных граждан по месту пребывания в ФМС Согласно миграционной политике РФ иностранцы, въезжающие на территорию страны, обязаны встать на миграционный учёт. Каковы сроки регистрации иностранных граждан ...

Переезд в Крым на ПМЖ, отзывы переехавших в 2016-2017 из России

Переехать в Крым на ПМЖ. Отзывы переехавших Продумываете вопрос «как переехать в Крым на ПМЖ?». Давайте разберемся подробнее во всех аспектах на 2017 год. В конце имеются отзывы уже переехавших ...

Налоги иностранных граждан в РФ: что и как платить иностранцам

Налоги иностранцев в РФ: на доходы и имущество — порядок оплаты, правила, ставки В России налогообложение иностранцев регламентируется Налоговым кодексом РФ и действующими международными договоренностями. Эти лица, как и россияне, ...

ВНЖ для граждан Казахстана

Вид на жительство для граждан Казахстана Вид на жительство в России Мы бесплатно консультируем по вопросам миграционной политики РФ Найдем основания для упрощения процедуры получения вида на жительство Подадим за ...

Основания для депортации из России иностранных граждан

За что иностранцы могут получить депортацию? Депортация — один из способов принудительно заставить иностранного гражданина покинуть территорию России. Применяется эта мера только в отношении иностранных граждан или лиц, не имеющих ...

Штраф за отсутствие прописки (регистрации) в 2017 году — в паспорте, у ребенка, по месту жительства, иностранного гражданина

Штраф за отсутствие прописки (регистрации) в 2017 году в России Если граждане Российской Федерации или иностранные гости страны нарушат законодательство, касающееся постановки на регистрационный учет, их ожидает наказание. Размер штрафа ...

Рейтинг@Mail.ru