Главная 16 Гражданство 16 Квота на обучение в российских вузах для иностранных граждан

Квота на обучение в российских вузах для иностранных граждан

Квота на обучение в российских вузах для иностранных граждан

По данным Минобрнауки России в 2015/16 учебном году общее количество иностранных граждан, проходящих обучение в российских вузах, составило более 270 тыс. человек, а в предыдущем их было 220 тыс. Иностранцы составляют 6% от общего числа обучающихся[1]. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[2] ежегодная квота на образование в российских вузах иностранных граждан не превышает 15 тысяч человек. Таким образом, в течение последних трех лет Россия принимает по 15 тыс. иностранцев на бесплатное обучение в нескольких сотнях вузов страны по 659 различным направлениям и специальностям. По данным Россотрудничества в текущем году конкурс среди иностранцев составил 4,5 человека на одно российское бюджетное место.

Основные направления государственной деятельности в области обучения иностранных граждан в Российской Федерации изложены в Концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных организациях (одобрена Президентом РФ 18.10.2002)[3], Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008)[4], Концепции внешней политики (утверждена Президентом РФ 12.02.2013)[5], Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы» (утверждена Правительством РФ 15.04.2014)[6].



Цели, поставленные в указанных документах, предусматривают максимальное использование потенциала и каналов международного сотрудничества в интересах повышения качества и конкурентоспособности национальной образовательной системы. Определены базовые индикаторы международной образовательной деятельности к 2020 году: доля иностранных обучающихся в общем контингенте должна составлять не менее 5 процентов, доля дохода от экспорта образовательных услуг в объеме государственного финансирования системы образования – не менее 10 процентов.

В проекте Концепции экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 – 2020 годы, подготовленной Минобрнауки России в 2009 году[7], ставились задачи:

— усиления позиций образования в Российской Федерации на мировом рынке образовательных услуг (увеличение доли рынка с 2% до 7 % к 2020 году);

— создания и внедрения инновационных образовательных продуктов, в том числе совместных программ с ведущими зарубежными вузами, программ, получивших валидацию ведущих зарубежных университетов (не менее 10% от общего числа программ ведущих российских университетов);

— увеличения до 10% к 2020 году доли программ, реализуемых в российских вузах на иностранных языках;

— аккредитации не менее 10% программ ведущих центров, реализующих инновационные программы непрерывного обучения, в международных профессиональных ассоциациях;

— создания специализированного агентства «EduRussia» по продвижению российского образования на зарубежные рынки труда и образовательных услуг, централизованного сайта — «Study in Russia» и их интеграции в систему национальных и международных агентств по распространению образовательных услуг.



В настоящее время удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования, в общей численности студентов, является основным показателем эффективности вузов, что определяет обязательность приема и обучения иностранных граждан в объеме не ниже пороговых значений.

21 российский университет — участник «Проекта 5-100», целью которого является максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ, в своих программах развития обязательно предусматривает привлечение и увеличение иностранного контингента обучающихся. Университеты — участники Проекта отчитываются о выполнении своих программ повышения конкурентоспособности перед международным Советом и Министерством образования и науки Российской Федерации. Важными условиями предоставления университетам субсидии является выполнение ими планов мероприятий «дорожных карт», в том числе вхождение в мировые рейтинги университетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2015 № 395 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования, находящимся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на финансовое обеспечение обучения иностранных граждан и лиц без гражданства по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительным профессиональным программам в пределах квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[8] установлен порядок предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования, находящимся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на финансовое обеспечение обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации по образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты на образование иностранных граждан.



Приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 844 (ред. от 17.03.2015)[9] утвержден новый порядок отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты, который делает процедуру отбора более понятной, прозрачной. Отбор иностранных граждан осуществляется в два этапа:

первый этап включает в себя отбор на территории зарубежной страны иностранных граждан для приема на обучение;

второй этап отбора осуществляется непосредственно образовательными организациями, готовыми принять на обучение иностранных граждан, из числа отобранных на первом этапе кандидатов.

Отмечая позитивные изменения вместе с тем, необходимо констатировать, что существующие на сегодняшний день механизмы не позволяют в полной мере обеспечить решение задач, связанных с наращиванием экспорта российских образовательных услуг. Например, идея учета интересов национальных министерств образования при проведении отборочных испытаний на первом этапе отбора не имеет четкой регламентации и критериальных значений для определения потребностей иностранных государств, а соответственно, для установления конкретной квоты.

Функции электронной формы сбора документов позволяют проводить мониторинг и анализ национальных интересов по подготовке кадров, продвижения российского образования в зарубежной стране, оперативно передавать результаты отборочных испытаний и собранные документы в Минобрнауки России для проведения второго этапа отбора. При этом, отсутствие единого алгоритма действий по осуществлению отбора иностранных граждан порождает ряд сложностей, связанных с недостаточной оперативностью, актуализацией и информированностью иностранных граждан.



При поддержке Минобрнауки России и Федерального агентства по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) создан и функционирует официальный сайт для отбора иностранных граждан на обучение в Российской Федерации (russia.study), посредством которого подаются документы на обучение в рамках квоты. При этом, недостатком указанной схемы является отсутствие организованной системы отслеживания получаемой информации. Таким образом, по-прежнему актуальным остается вопрос совершенствования механизма формирования квоты для иностранных студентов и, что особенно важно, эффективного инструментария и алгоритма его работы.

[1] Электронный ресурс: Высшее образование в России. http://edu.interfax.ru/articles/667/ (дата обращения 21.07.2016)

[2] Собрание законодательства РФ. 2013. N 41. Ст. 5204.

[3] СПС Консультант плюс. Документ опубликован не был.

[4] Собрание законодательства РФ. 2008. №47. Ст. 5489.

[5] СПС Консультант плюс. Документ опубликован не был.

[6] Собрание законодательства РФ. 2014. № 17. Ст. 2058.

[7] Проект Концепции был размещен в сети «Интернет» для общественного обсуждения. В настоящий момент Концепция не принята. [Электронный ресурс]: Национальный фонд подготовки кадров http://intpr.ntf.ru/p43aa1.html (дата обращения 20.07.2016).

[8] Собрание законодательства РФ. 2015. № 18. Ст. 2714.

[9] «Российская газета», № 287, 17.12.2014.

Автор: Бондаренко Д.В., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Лицо без гражданства: статус и права

Лицо без гражданства: статус и права В пределах какой-либо страны, кроме непосредственных ее граждан, а также иностранцев, могут присутствовать лица и без гражданства либо подданства. Таких людей именуют апатридами. У ...

Лицо без гражданства это апатрид, лицо не имеющее гражданства

Правоспособность иностранных лиц и лиц без гражданства В наши дни лица без гражданства — это большая группа людей в Российской Федерации, права и свободы которых описаны в статье законодательства N ...

Лицо без гражданства (апатрид): правовой статус, понятие, документы

Лицо без гражданства: суть статуса, права апатрида, документы и оформление Точное количество лиц без гражданства или апатридов в мире неизвестно. По примерным оценкам ООН, гражданство не имеют свыше 15 млн ...

Лицо без гражданства

Лицо без гражданства Лицо без гражданства в Российской Федерации – это человек, приехавший в РФ, у которого нет гражданства ни одной из стран. Лицо без гражданства в Российской Федерации законодательно ...

Лица без гражданства в РФ

Как живут апатриды (лица без гражданства) в России Ощущение принадлежности к тому или иному государству – это одна из базовых потребностей человека. Лицо без гражданства не имеет правовой связи ни ...

Лекция 21

21.5. Реализация прав и свобод в России Конституция устанавливает конкретные критерии, в соответствии с которыми федеральным законом могут быть ограничены основные права и свободы (ч.3, ст.55): — защита основ конституционного ...

Курсовая работа: Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российск

Курсовая работа: Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства в Российск Тип: курсовая работа Добавлен 00:44:20 29 января 2010 Похожие работы Просмотров: 394 Комментариев: 5 Оценило: 0 человек Средний ...

Как получить гражданство РФ гражданину Молдовы в 2017 году: какие документы нужны?

Российское гражданство для молдаван в упрощенном и общем порядке: как получить? Несмотря на то что многих молдаван манит перспективами Евросоюз, не все жители государства Молдавия смотрят на запад. Некоторые из ...

Кто он, носитель русского языка

LiveInternetLiveInternet —Поиск по дневнику —Подписка по e-mail —Постоянные читатели —Сообщества —Статистика Кто он, носитель русского языка? В Государственную Думу внесен разработанный депутатом-единороссом К. Затулиным законопроект, существенно упрощающий получение российского гражданства ...

Кто и как будет признавать иностранца носителем русского языка

Признание иностранного гражданина носителем русского языка Кто и как будет признавать иностранца носителем русского языка С 1 июля 2014 года вступают в силу приказы Федеральной миграционной службы России (ФМС), определяющие ...

Вопрос: ческое лицо, зарегистрированное в РФ, намерено заключить агентский договор с юридическим лицом — нерезидентом, имеющим представительства в ряде офшорных зон

Бухгалтерская пресса и публикации 2008 Бухгалтерские статьи и публикации 2007 Вопросы на тему ЕНВД Вопросы на тему налоги Вопросы на тему НДС Вопросы на тему УСН Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов ...

Этапы получения гражданства РФ в общем порядке

Поэтапный обзор процесса получения гражданства РФ в общем порядке Процедура получения гражданства РФ на общих основаниях – сложный, длительный и трудоемкий процесс. Иностранному гражданину задолго до того, как он подаст ...

Конституционные права и свободы человека и гражданина (2) — Реферат, страница 1

Конституционные права и свободы человека и гражданина (2) Министерство сельского хозяйства РФ ФГОУ ВПО Оренбургский государственный аграрный университет Институт дополнительного профессионального образования Кафедра педагогики, психологии и управления персоналом по дисциплине ...

Конституционные основы двойного гражданства и их развитие в российском законодательстве

Конституционные основы двойного гражданства и их развитие в российском законодательстве Проблема двойного гражданства в России. Основания для лишения гражданства. Двойное гражданство в свете российского законодательства. Случаи приобретения российскими гражданами иностранного ...

Конституционные обязанности человека и гражданина

Конституционные обязанности человека и гражданина Конституционные обязанности представляют собой равноценную составную часть правового статуса личности и представляют собой обязательное поведение человека и гражданина, закрепленное нормами Конституции РФ. Государственные органы, органы ...

Константин Затулин — официальный сайт — Гражданство РФ для носителей русского языка

Гражданство РФ для носителей русского языка Проект № 69201-7 внесен 30.12.2016 депутатом Государственной Думы О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ О гражданстве Российской ...

Рейтинг@Mail.ru